КОММЕНТАРИИ

1

Соответственное явление представляется после в истории местничества.

2

Числами показан естественный порядок по сущности предметов.

3

Намек на них встречается еще в следующем несколько позднейшем известии летописи под 1342 г. Новгородцы отправились спешно к Пскову на помощь, «обчины все попечатав».

4

«Инии простая чадь резаху люди живыя и ядяху, а инии мертвая мяса и трупие обрезающе едяху, а друзии конину, псину, кошкы. Брат брату не съжаляшетьси, ни отечь сынови, ни мати дчери, ни сусед суседу не уломляше хлеба… даяху отци и матери дети свои одьрень из хлеба гостем». Это известие находится в Новгородской летописи под 1230 годом, кажется, по ошибке писца, соединившего два года в одном.

5

В малолетстве.

6

В Муромских курганах IX и Х в., разрытых в недавнее время, найдены остатки коней, изображения змей, сожженные кости зверей и птиц, идолов из глины.

7

В подлиннике имена святых везде почти поставлены в дательном падеже: память Св. Маманту, пам. Св. Иоанну и Павлу и т. д. Мы заменили дательный падеж родительным: Маманта, Иоанна, Павла и т. д. Правописание здесь употреблено нынешнее, кроме некоторых особых случаев; в скобках помещены необходимые пояснения; наиболее употребительные слова напечатаны местами сокращенно, напр. Св. святой, муч. мч. мучеников, ап. апостол, еп. епископ, предт. предтеча, еванг. евангелист, ц. царь.

8

Ныне местечко на Днепре, в 40 верстах от Чернигова.

9

Мирское имя его было, по некоторым известиям, Антипа.

10

Жития Дамиана, Иеремии, Матвея и Исаакия описаны Нестором в летописи. Большая часть следующих — Симоном и Поликарпом. Остальные жития составлены по другим источникам.

11

Если, следуя патерикам и прологам, Моисей жил в монастыре десять лет, пять лет в плену и шесть лет страдал за чистоту, то он умер в 1037 году; в какой же пещере он жил, когда сам Антоний пришел туда после 1051 года и основал свою обитель? Мы думаем, что он жил в Варяжской пещере, прежде выкопанной, а в житии Печерский монастырь поставлен, вероятно, по ошибке, или он пришел в монастырь гораздо позже.

12

Вап, вапно — краска, известка, всякое красильное вещество. Прим. ред.

13

Кончину его преп. Филарет полагает около 1181 года.

14

Яглы — род бесцветных растений, близкий к мхам (Даль). Преосв. Филарет говорит о пшенной каше.

15

В некоторых списках конскому холопу, в других сетному. Сетный, может быть, значит скорбный. Срав. сетовать. Или сетный = заключенный, от сети.

16

Я видел последнего представителя в Вологде в 1841 году, вместе с преосв. Иннокентием.

17

О Борисоглебском переяславском монастыре летопись упоминает под 1155 годом. Он находился на берегу Переяславского озера, неподалеку от Никитского монастыря, и назывался Борисоглебским на горе. Без сомнения, его-то остатки недавно открыты на Александровской горе, лежащей в 300 саженях от городища, — где был древний Переяславль. Найдены основания церкви и келий, плита с именем инока Максима 1512 года.

18

Каменная шапка до 1733 года оставалась в обители, и ее вместе с веригами носили на себе богомольцы, обходя вокруг столпа преподобного.

19

«Мы должны заметить для Читателей, что о князе Константине Святославиче совсем не упоминается ни в летописях, ни в родословных; что от времени Андрея Боголюбского до нашествия Татар господствовали в Муроме потомки Святослава Ярославича, правнука Св. Владимира, из коих ни один не назывался Константином; что от 1175 году до 1204 княжил там Владимир Юрьевич, а от 1204 до 1228 брат его, Давыд Юрьевич». Карамзин, «История Государства Российского». — Прим. ред.

20

Младший сын Андрея, по имени Глеб, княжил в Новгороде, был изгнан оттуда и явился в Грузии мужем знаменитой Тамары.

21

Европейский путешественник Эрих Лясотта, посетивший Киев в 1594 г., говорит, что гробница Ильи Муромца, богатыря, находилась вне церкви, а в пещерах, среди прочих мощей, мощи товарища Муромца, Ильи Чеботка, полагая их, таким образом, разными лицами. Книга Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, была издана в Киеве в 1638 г. Прим. ред.

22

Не все исследователи придерживаются этого мнения. Так, Карамзин считает Петра не самим Давыдом, а его сыном. Рассказ, приводимый о нем Погодиным, взят из жития, и не соответствует тем немногим сведениям, которые о Давыде (и его сыне) имеются в летописях. Прим. ред.

23

У архимандрита Леонида, в его сочинении «Святая Русь», говорится еще об Иоанне Иоанновиче, путивльском князе, сыне Иоанна Романовича, страстотерпце и чудотворце, убиенного от татар за христианы в XII в. Его память празднуется (или праздновалась) в Киевских пещерах. Кто был этот князь — неизвестно. Кроме того, у Погодина не приводится еще целый ряд князей и лиц княжеской крови, чью деятельность можно отнести к рассматриваемому им периоду и чья память празднуется как местно, так и обще. Прим. ред.

24

Этого митрополита Иоанна считают греком. Но каким образом о греке мог бы Нестор так отозваться под 1089 г.: «Бысть Иоанн муж хитр книгами и ученью, милостив… речист же, книгами святыми утешая печальныя…» Мог ли грек прославиться своим красноречием между русскими, не зная русского языка? Прибавим, что правило митрополита Иоанна мы имеем только на русском языке. Болгарин мог знать греческий и русский языки в одинаковой степени.

25

Стефан новгородец (ок. 1350) нашел в Студийском монастыре новгородцев Ивана и Добрилу, которые жили там «списаючи от книг Святаго писания, зане убо искусни были зело книжному списанию». Вероятно, и прежде были там такие списатели.

26

Мощи Нестора некнижного покоятся в дальней (Феодосиевой) пещере, мощи Нестора летописца в ближней (Антониевой). Прим. ред.

27

Преп. Филарет приписывает эти слова митрополиту Кириллу, греку, 1223–1233, но они, очевидно, сочинение, а не перевод.

28

Надо иметь в виду и те обстоятельства, при которых древние былины стали известными: о них никто у нас и не думал, до нынешнего столетия. В Сибири, на демидовских заводах, записал их кто-то, и список этот попал случайно в Москву, где и был напечатан в восьмисотых годах. Петру Васильевичу Киреевскому удалось собрать несколько былин, петых в разных российских губерниях. Наконец, недавно г. Рыбников нашел их множество на крайнем севере, в Олонецкой губернии, и обнародовал в четырех частях своего драгоценного сборника.

29

Некоторые из новых наших критиков стараются доказать, что былины заимствованы нами у финнов, татар и турок. Ни с которым из этих племен в древности мы не были в слишком близких сношениях, по крайней мере, сравнительно с нынешними связями, — а ныне заимствования никакого у нас не примечается: с чего же допускать его в древности, и в таких размерах? Странное дело: мы принимаем народное творчество у кого угодно: у финнов, татар и турок, — и только отказываем в нем своему народу, несмотря на его древность, многочисленность, талантливость и певучесть!

30

Есть списки с обращением к князю переяславскому Ярославу Всеволодовичу.

31

Вероятно, жертвенный.

32

Здесь изображается жертвоприношение, по замечанию г. Снегирева: в насыпанный песок, у северных народов, изливалась кровь жертвы; это выражается в песне словами: пески сердце высосали.

33

В иных местах вставляются здесь еще следующие стихи: Куда утка шла, Туда пыль прошла. Куда я молода, Туда рожь густа.

34

Кузнецом золотых дел мастер назывался только в древности.

35

В этой песне из древнего остался, вероятно, только склад, а выражения все подновленные.

36

Древняя форма предложного падежа свидетельствует о древности песни, и вместе о сродстве языка народного с церковным.

37

Дупло считалось пребыванием злого духа.

38

Ныне Калец, Мариупольского уезда, Херсонской губернии.

39

К воротам с обеих сторон присыпан был вал, частично сохранившийся до настоящего времени. Сообщения другого не было.

40

Дверь к накатнику над нижней аркой сохранилась доныне.