ВОЕННОЕ ДЕЛО

Все войско называлось воями. Это было самое обыкновенное, общее, древнее имя, например:

1093. «Святополк поча сбирати вои, хотя на (половцев). И реша ему мужи смыслении: не кушайся противу им, яко мало имаши вои. Он же рече: имею отрок своих 800. (Однако решился просить помощи у Владимира). Володимер же собра вои свои».

1096. «Олег… (в Смоленске) поим вои… бысть же весть Изяславу…. посла по вое Суздали и Ростову, и по Белозерци, и собра вои многы… надеяся на множество вои».

Из этих мест мы видим, что вои — было собирательное имя, под которым подразумевались собственно воины, низшее военное сословие, и дружина, то есть бояре и отроки.

Кроме общего значения, вои имели частное, означая низшее военное сословие, в противоположность дружине, например: 1136. «Ярополк (великий князь киевский) с дружиною своей и братьею, ни вой своих сождавше, ни нарядившеся гораздо…»

Чаще назывались вои по имени обитаемых ими городов, киевляне, владимирцы, суздальцы, звенигородцы и др.

Случалось иногда, воями назывались даже одни бояре, одни отроки, например, в месте, приведенном выше о 1093 г.

Иногда все войско называлось также дружиной (хотя дружина имела определенное частное значение, что показано выше), например:

1066. «Святослав собрав дружины неколико, изыде. Узреша Половцы идущ полк, пристроишася противу».

1096. (Изяслав Владимирович, ожидая нападения Олега Святославича, послал за воями в Суздаль, Ростов и Белоозеро, а после, по его смерти, о брате его Мстиславе сказано): «к Мстиславу собрашася дружина… Новгородци, и Ростовци, и Белозерци. Мстислав исполчив дружину…»

Наконец, войско называлось полком, ратью.

1096. «Олег поиде к ним полком. Брани велице бывши и мнозем падающим от обою полку».

1150. «Изяслав взъеха на двор на Ярославль всим своим полком».

1195. «Победи Межька Романа, и избиша в полку его Руси много».

О значении рати см. ниже.

Воями начальствовал воевода. Воевода, в этом периоде, — имя нарицательное, общее, как ныне предводитель, вождь, военачальник: воевода — всякий, кто ведет войско.

1067. «Начаша людие (в Киеве, на вече во время мятежа против Изяслава Ярославича) говорити на воеводу на Коснячка».

1172. «Коснятин же… бяше воевода с Галичаны (присланный в помощь к Мстиславу Изяславичу)».

1172. «Борису Жидиславичу воеводе в то время (в походе против болгар) наряд весь держащю…»

1173. «Андрей посла сына Мстислава со всею дружиною, и со всими полкы… и Бориса Жидиславичу воеводу же своего… к великому Новугороду».

1174. «Князь Андрей посла сына… и со всею дружиною, и с воеводою Борисом Жидиславичем… к Вышегороду».

1187. «Преставися Галичьский князь Ярослав… сам не ходяшеть с полкы своими, но посылашеть я с воеводами».

1228. «Великий князь Гюрги посла на Мордву Василька Константиновича и своего мужа Еремея Глебовича воеводством с полком».

1231. «Воеводство держащю тисяща Киевская Иоанну Славновичу…»

1237. «Убиша (татары) у Всеволода (Юрьева сына, под Москвой) воеводу его Еремея… Поидоша к Москве и взяша… и воеводу убиша Филиппа Няньку».

Воеводство преимущественно принадлежало тысяцким.

Война называлась ратью.

1064. «Всеслав рать почал», т. е. начал войну.

1093. «Поидита противу поганым, любо с миром, любо ратью», т. е. войной.

«Володимер хотяше мира, Святополк… рати», т. е. войны.

1187. «Бе князь крепок на рати (т. е. на войне) Володимер Глебович».

Иногда в слове рать с понятием о войне сливается понятие о войске.

1150. «Рать идет из Галича, а другая от Чернигова, то ты мне Киев даешь», говорит Вячеслав племяннику своему Изяславу Мстиславичу.

А иногда рать значит именно войско:

1162. «Начашася просити Чернии Клобуци у Мьстислава наперед, ать соглядаем, княже, велика ли рать… устерегоша рать, и пригнаша к Изяславу, и поведаше ему рать велику».

Неприятель назывался ратным.

1093. «Предашася ратным», т. е. неприятелям.

1096. «Наши погнаша в след ратных», т. е. неприятелей.

1183. «Перебродися на ратьную сторону Днепра», т. е. неприятельскую.

1135. «Заратишася Ольговичи», т. е. стали неприятелями, начали войну.

1180. «Всеволод… заратися с Болгары».

В следующем месте ратные употреблены в смысле военных.

1151. «Ратнии наши вси на коних», говорят черные клобуки.

Слово война употреблялось в летописях очень редко, чуть ли не один раз:

1138. «Мнози пеши придоша с тое войны».

Есть два-три места, где война названа еще полком, как, например:

«Отца налезох с полку», т. е. с войны пришедше… (Мономах, к Переяславлю).

Приготовления к войне выражались преимущественно словом доспевать — собираться, готовиться, спешить.

1146. «Володимер нача доспевати, яко взяти город».

«Се брате, стрый мой идет на мя, доспевай (сбирайся)».

1149. «Изяслав ти уже доспевает», т. е. собирается.

1152. «Отце! прислал еси ко мне про обиду Галицкого князя, а яз ти зде доспеваю, а ты доспевай же (т. е. собирайся, готовься)», говорит король венгерский шурину своему, великому князю Изяславу Мстиславичу.

1195. «Седел есмь доспев, жда от тебе вести», говорит Рюрик Ростиславич великому князю Всеволоду, т. е. приготовившись.

Иносказательное употребительное выражение о начале военных действий князем было сесть на коня, например:

1149. «Изяслав… поча ся слати в Угры… и в Ляхы… и к Чехом…. а бяша всели на коня сами… пойти к Киеву».

1194. «Не всел на конь — ныне же абы не стряпа всел на конь», зовет великий князь Рюрик Ростиславич суздальского великого князя Всеволода Юрьевича.

Вооружение в продолжение удельного периода оставалось то же, какое мы видели в норманнском: меч, копье, лук со стрелами, сабля, сулица, рогатина, нож, топор, оскеп, броня, щит, шлем.

Оружие — общее слово.

1071. «Ян пойде сам без оружья… повеле (отрокам) взяти оружье».

1195. «Пристрои отроки в оружьи», т. е. вооружил.

Меч. 1149. «Андрей вынзе меч свой».

1151. «Един… вынза меч свой, и нача сечи по шелому (Изяслава Мстиславича)».

Копье. 1078. «Изяславу, стоящу в пешцих, приехав един, удари и копьем за плече».

1151. «Андрей Дюргевич възмя копье, и еха наперед съехася переже всех, и изломи копье свое».

Лук со стрелами. 1095. «Ратиборич приима лук свой и, наложив стрелу, удари».

Идут… три богатыря могучиих, И несут тугий лук разрывчатый, Подносят к Добрынюшку Микитинцу: Молодой Добрынюшка Микитинец Принимает этот лук одной рукой, Одной рукой, ручкой правою; Стал Добрынюшка он стрелочки накладывать, Стал Добрынюшка тетивочки натягивать; Стал тугий лук разрывчатый покрякивать, Шолковые тетивочки полопывать. Он поразорвал этот лук и весь повыломал. Потом он шел в палаты белокаменны, Надевал он платья дорожные, Кладывал те луки во налучники, Калены стрелы во колчана, Вязал он крепки палицы на бедро свое.

Сабля. 1086. «Саблею с коня (Нерадец) прободе… Ярополк выторгну из себе саблю».

1162. «Воибор Негечевич сече по главе (Изяслава Давыдовича) саблею».

1175. «Секоша и (Андрея) мечи и саблями, и копийныя язвы даша ему».

Сулица. 1231. «Сулици его кроваве сущи и оскепищю (древку?), изсечену (у Василька Романовича)».

Рогатина. 1149. «Един от Немчичь хоте просунути рогатиною (Андрея Боголюбского)».

Нож. 1097. «Торчин, держа нож, хотя ударити (Василька)».

«Вверже в ны нож», говорит Мономах об ослепителе Василька, т. е. подал повод к междоусобию.

1237. «Козляне ножи резахуся с ними (с татарами)».

Топор, топорец. 1071. «Яневи идущю с топорцем (на волхвов)… един грешися Яня топором, Ян же оборотя топор удари и тыльем (обухом)».

1216. «Бе у него (Мстислава Мстиславича) топор с паворозою на руце (в сражении под Липицами)».

Кий. 1216. «Они (из суздальцев, под Липицами), вергше кий, а они топор».

Оскеп, проскеп. 1071. «Ян повеле бити я (волхвов) и потергати браты его Симаже тепенома и браде его поторгон проскепом».

1123. «Пободоста (Ярослава Святополковича) оскепом (ляхи под Владимиром)».

Палица. Под 1114 г. упоминается палица при описании первобытных времен. «Прежде палицами и камением бьяхуся».

Брони. 1111. «Оболочишася в броне».

1143. «Налезоша броне у болоте (занесенные бурею)».

1158. «Изволочивше в броне под порте (надевши брони под платье — полочане)».

Шлем. 1151. «Шелом спаде с него (с Андрея Боголюбского)».

На шлеме бывали изображения, например, у великого князя Изяслава Мстиславича:

1151. «Бе же на шеломе написан святый мученик Пантелеймон злат, удари и мечем, и тако вшибеся шелом до лба».

Щит. 1151. «Щит на нем оторгоша» (об Андрее Боголюбском).

Следовательно, щит привязывался или прикреплялся как-нибудь к доспехам.

(Не называлась ли прилбицей передняя часть шлема надо лбом, как бы козырек?)

1169. «Володислав замысли стяг взяти Михалков (с которого сорвана была челка), и наткнути на нь прилбицю».

Оружие вообще, кажется, не носилось при себе, а употреблялось только в нужных случаях, например:

1071. «Боярин Ян пойде сам без оружья, и реша ему отроци его: не ходи без оружья, осоромят тя; он же повеле взяти оружья отрокам».

Оружие хранилось у князя.

1067. «Дай, княже, оружье и кони, и еще бьемся с ними» (говорят киевляне великому князю Изяславу, желая идти на половцев).

Оружие возилось за воинами на возах.

«Оружье услали бяхом наперед».

На ночь воины снимали оружие, по крайней мере, иногда:

1207. «Выходяще ночью (осажденные проняне) крадяху воду. То слышав князь Всеволод повеле стрещи в оружьи день и ночь около града».

Если эта мера была необыкновенная, то значит, обыкновенно, ночью не соблюдалось всех мер осторожности.

Осадные орудия: таран, порокы, праща.

1231. «Лют бо бе бой у Чернигова, оже и таран нань поставиша, меташа бы каменем полтора перестрела, а камень якоже можаху 4 мужа сильнии подьяти».

1233. «Угры воротишася к Галичю (от Перемиля), и порокы пометаша».

1237. «Исшедше из града (козляне), и секоша праща их (татарские)».

Камни вообще употреблялись осажденными издавна для обороны, хотя имен метательных орудий и не встречается в летописях раньше вышеозначенных.

1219. «Бе граде (т. е. укрепление) сотворен на церкви (в Галиче); онем же стреляющим, и камение мещющим на гражаны».

Говоря об оружии, в заключение, приведем известие о живом огне.

1184. «Бяше обрел (половецкий князь Кончак) мужа таковаго Бесерменина, иже стреляше живым огнем… И онаго Бесерменина яша, у него же бяшеть живый огонь, то и того к Святославу (Всеволодовичу, великому князю киевскому) приведоша со устроеньем».

Войско состояло из конных и пеших.

1059. «Ярославичи поидоша (против торков) на коних и в лодиях».

1151. «Кияне всими своими силами, и на конех и пеши (против Юрия), и тако сташа».

1152. «Вышедшим пешьцем из города (из Чернигова) стреляться».

«Пешци видивше полкы не смеша выити из города».

Встречается в летописях имя седельников.

1170. «Братья вси пожаловаша на Мьстислава, оже утаився их пусти на вороп седельникы свое и кощее, ночь, заложився отай… Вси здрави быша, разве бо из всех полков два убьена быста: Кснятин Васильевич и седельник Ярославль Изяславича».

1172. «Глеб пусти Половце в веже, и сташа за Васильевом у седельников, сжидаюче дружины своея… Половци совокупившеся с седельникы бишася с ними».

Венгерские конники названы однажды фаревниками.

1229. «Оставившю ему (королю угорскому) люди за собою оружники многи и фаревники (конь = фарь; 1150).

Кони, или, по крайней мере, запас коней содержался у князя:

1067. „Кияне, желая идти на Половцев, говорит великий князь Изяславу: дай, княже, оружие и кони“.

1185. „Бяхуть бо у них кони тучни вельми (у воинов Игоря Святославича северского)“.

Кони милостные (?). 1175. „Выимаша… до всего любимаго имения, и вскладше на милостьные коне, послаша до света прочь (заговорщики, по убиении великого князя Андрея)“.

Кони сумные. 1208. „Изяслав бися… и отъяша от него коня сумныя“.

Кони поводные и товарные.

1152. „Бе (у) короля 70 и 3 полци проче Изяславлих полков и проче поводных конии и товарных“.

1185. „Посла Игорь к Лаврови, конюшаго свого, река ему: перееду на ону сторону Тора (?), с конем поводным“.

Из конской сбруи упоминаются:

Седла. 1216. „Аже нынешнии полци, право навержем их седлы“.

1149. „Ят бо бе двема кониема под ним конь, а третьим в передний лук седельный“.

Стремень. 1152. „Подле твой стремень еждю“, посылает сказать великому князю Изяславу Мстиславичу галицкий Ярослав.

1240. „Галичаном текущим у стремени его (боярина Доброслава)…“

Повод. 1172. „Берендееве яша коня (Глебова, Юрьевича) за повод“.

Подклад. 1216. „Князь Юрьи… прибеже… на четвертом кони… подклад и той вывергл“.

Приведем места из песен о сбруе:

Выводил (Добрыня) добра коня на широкий двор, Стал он седлать добра коня, Кладал он потнички на потнички, Войлочки на войлочки, На верех кладал ковано седло Черкасское, (Обсажено есть седелышко тое камешком Дорогим камешком самоцветныим). Затягивал двенадцатью подпругами богатырскими, Натягивал тринадцату продольную, Подпруги те были чистого серебра, Пряжки-шпильки красного золота, Стремена булата заморского, Шолк-то был да Шемахатныий: Шелк-то не трется да не рвется, Булат не ржавеет, Красно золото не мидиет (не медится) Чисто серебро не зелизиет (не железится). Срочена была попона в три строчки; Перва строка была красна золота, Другая строка чиста серебра, Третья медью-казаркою, Которая медь подороже злата и серебра, Подороже скатного жемчуга.

Бывали сражения и на воде.

1150. „Начаша ся бити по Днепру у насадех… исхитрил Изяслав лодьи дивно: беша бо в них гребци невидимы — токмо весла видити, а человек бяшеть не видити, бяхуть бо лодьи покрыти досками, и борци стояше горе в бронях и стреляюще, а корьмника два беста, един на носе, а другый на корме, аможе хотяхуть, тамо пойдяхуть, не обращающе лодий… Бьяхуться съездячеся в насадех о брод“.

1160. „Бьяхуться с ними о реку Десну крепко, они на коних, а ини в насадех ездяче“.

1180. „Ту… (на устье Цевцы) оставиша все насады и галее и Белозерский полк. Прибегоша (болгаре) к Волге, и воскакаша во вчаны, и ту абие испровергоша учан, и тако потопоша боле тысячи их“.

В Русской Правде упоминаются: ладья морская, набойная, струг, челн, ужи = канаты, гужи.

В повести о взятии Царяграда мачта называется шигою, рея — райною.

1159. Упоминаются кубары.

За того ли моря, моря за Турецкого, С-под того ли то дуба, дуба сырого, Из-под того ли вяза, вяза черного, Из-под той-то было березы кудреватыя, Из-под того креста Леванидова, Из-за того ли было острова Кодольского, Той-то земли Веденецкия, Плыло-выплывало три корабля, Три корабля да три черные. Всем корабли изокрашены: Нос да корма по-звериному (по-туриному) была, А бока-те были по-туриному (по-лосиному), Якори-кодолы все серебряные (булатные), (У якорей колечики серебряные У колечиков кодолы семи шелков) Тонкие парусы дорогой (крупчатой) камки, Дорогой камочки кручатыя (хрущатыя), Еще было на кораблях черненыих, Вместо рук (руля) было белое повешенное, — По дорогу по заюшку (соболю) заморскому, Вместо личика повешено По дорогой лисицы по заморския; Вместо оцей (глаз) было врощено (вставлено) По дорогу по соколу заморскому пролетному; (по заморскому камени по яхонту). Вместо бров было повешено По дорогу по соболю заморскому; Вместо лба было врощено По дорогу камешеку самоцветному; Вместо кудрей было повешено По дорогу бобру по заморскому. Еще было на корабле черненыем — Поделаны чердачки помуравлены, В чердачках были беседочки сидельные, Обиты были лисицами-куницами заморскими И черными соболями заморскими.

В походе воины располагались товарами.

Товары = стан. 1097. „Ужина ту (Василько), а товары своя постави на Рудице. Вечеру же бывшу приде в товар свой… Повелел товаром поити впереди…“

1116. „Мономах нача ставити истьбу у товара своего“.

1150. „Глеб стояше выше Пересопницы товары (станом)“.

Вячеслав, Изяслав, „стаста товары перед Золотыми вороты“.

Слово станы употреблялось сначала редко:

1180. „Всеволод посла в станы его, и много взяша“.

1195. „Возвратишася (угры) во колымагы свои, рекше во станы“.

Товарище = место товаров, стана.

1159. Изяслав Давыдович „вседше на конь, гна до товарищ их, и виде товарища горяща и воротц ся опять“.

1066, 1152. Шатер.

1149. „Поставиша ему шатер особно, и ту повеле Изяслав (великому князю) Ростиславу (Юрьевичу)… ити в шатер“.

1216. „Внидоста в шатер с братьею (Ярослав Всеволодович)“.

За войском следовал обоз = возы.

1146. Изяслав Давыдович, выпросясь у братьев, пошел на Святослава Ольговича на конях без воз.

1150. „Володимер стояше у Бельза, и ту услышав, оже король уже вшед в гору, и ту поверга возы свои, а сам гна с дружиною своею Перемышлю“.

1170. „Ярослава Всеволодовича оставиша“ (князья, поехавшие за половцами) у воз».

1176. (Всеволод) «пусти возы на ту сторону рекы, идеже Глеб (рязанский) стояше».

Повозы = подводы. 1151. «Повозы да ему (Святослав Ольгович — Юрию)».

О конях поводных и товарных см. выше.

Перед началом военных действий воюющие посылали сторожей.

1096. «Олег… помышляше Новгород переяти, и посла брата… в стороже».

«Мьстислав же сдумав с Новогородци, и послаша Добрыню Рагуиловича пред собою в стороже. Ярослав стояше на Медведице в сторожих, и побеже… и поведа… яко стороже изъимани. Мстислав… не постави сторожев…»

1150. «Пустиста сторожи перед собою (Владимир галицкий и Андрей Юрьевич)».

1152. «И ту узрешася стороже ее обои Вячьславли, Изяславле и Гюргеви».

1216. «Изымаша сторожев Ярославлих 30 и 3, а 73 их убиша, а инии убежаша в Тверь».

Языки. 1152. «Яша Половци язык, и приведоша к Гюргеви».

1173. «Стрете Половьце, иже ту ловяшеть языка, изъима е».

1185. «Сторожеви приехаша, их же бяхуть послале (кн. Игорь северский) языка ловить».

Зажитники. Собрание припасов для продовольствия поручалось зажитникам.

1146. «Ту прибегоша зажитници (к Изяславу Давыдовичу), яша бо у них Берендиче 3 муже».

1152. «Володимер (галицкий) изоима зажитникы королеве».

1159. «Яли бяху в зажитьи Козьму Сновидича с отроком».

1216. «Ездяху (воины Мстислава) в зажитье не боящеся».

Внезапное нападение, врасплох, называлось изгоном, изъездом.

«Изъехахом город (Минск)».

1125. «Наворопиша…. (половцы) изгоном к Барочю и ко Броню княжю».

1128. «Всеволод я стрыя своего Ярослава, изъехав и».

1150. «Изяслав…. поеха от Луческа Пересопници, и ту изъеха Глеба».

1195. «Ольговичи поехавши к Смоленьску изъездом».

Вороп = приступ. Пустить на вороп — значило устремиться на опустошение, разорение.

1093. «Половцы пустиша на вороп между Киевым и Вышегородом».

1128. Великий князь Мстислав велел посланным своим в один день «пустити всем на вороп» в Полоцком княжестве.

1172. «Иде (Мстислав Изяславич) Вышегороду, и пустиша на вороп (приступ), и бишася крепко из града».

1184. «Рюрик (Ростиславич) и Святослав (Всеволодович) отрядиста Володимера Глебовича. Врядиша в навороп… наворопници, перешедше Хороль» и проч.

1190. «Половци… хотеша пустити на вороп по земле, и яша язык в воропцех».

Полки. В правильном сражении воины были разделены на полки или отряды, так что полк, означая иногда, как мы видели, все войско, имел и частное значение, то есть означал известную часть войска, отделение, полк, в собственном, вроде нынешнего, смысле.

1151. «Изяслав въеха в свой полк, и посла по всим своим полком, река: зрите же на мой полк, а како вы поидеть мой полк, такожде и вы поидите — и тако полци пойдоша к собе (т. е. друг на друга)… Яко же и еще полком идущим к собе».

1152. «Беже у короля полков 70 и 3, проче Изяславлих полков, и проче поводных коней и товарных».

1169. «Галицких полков пять да (Мстиславу, Изяславу) Ярослав».

1174. «Бяхуть бо ратнии на полкы стояще (под Вышгородом)».

1185. «И ти изрядиша полков шесть: Игорев полк (северского) середе, а по праву брата его Всеволожь, а по леву Святославль сыновца его… а третий полк на переди же, стрелци же бехуть от всех князий выведени».

Место о числе стягов Ярослава и Юрия Всеволодовичей в сражении под Липицами может также служить подтверждением разделения воинов на полки.

При разделении войска на полки, перед сражением, может быть, происходило и распределение между ними дружины, т. е. бояр и отроков, которые находились, кажется, во всяком полку.

1151. «Изяслав повеле изрядити дружину из полков, а полков не рушати».

Не значит ли это, что Изяслав вызвал бояр и отроков из полков, приказав, чтоб полки оставались в своем определенном на тот раз виде, хотя и без бояр и отроков. Слово рушити показывает здесь, кажется, что полки были не постоянные, а подвижные, т. е. назначались, устраивались перед самым сражением. Исполчиться — приготовиться к сражению, стать во фронт.

1124. «Всеволод ста исполчився».

1146. «Утреи же день исполчишася (Давыдовичи) и поидоша к вротам Курьскым, во Новегород Северском».

Еще принадлежат сюда выражения: рядить, пристраиваться.

1160. «Володимер ста изрядив полкы».

1136. «И ту пристроившася (Всеволод Ольгович) дождаша их (великого князя Ярополка)».

В Новгороде велось очень долго выражение: крутиться на войну (1137).

Войска имели стяги = знамена.

1093. «Нашим ставшим межи валома поставиша стяги свои… и Половцы… поставиша стягы свое».

1096. «И вдасть Мстислав стяг Володимерь Половчину, и вдав ему пешьце, и напя стяг Володимерь, и узре Олег стяг Володимерь, и ужас нападе на нь. И виде Олег, яко поиде стяг Володимерь, нача заходити в тыл его… побеже».

1146. «Где узрим стяг твой (говорят киевляне Изяславу Мстиславичу), ту и мы с тобою готови есм».

1149. «Стяг его (Андрея Боголюбского) видяхуть не възволочен: не величаву бо ему сущю на ратный чин».

1153. «Изяслав постави стяги Галичьския, и поидоша Галичане под своя стягы».

1172. «Стрельци сняшася обои, и бысть сеча зла, и потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша с стяга».

«Володислав же замысли взяти стяг Михалков, и натьче (надкину, натисну), на нь прилбицю».

Из этих мест мы видим, что у всякого князя был свой стяг, свое знамя: 1096, 1136, 1146 и проч.

(Эти знамена служили, в некотором смысле, вместо западных гербов).

Знаменосец назывался стяговником (1169).

Стяг для сражения устанавливался в землю: 1093, 1097, 1107, 1153, 1105, 1216.

Стяг поднимался, взволачивался, и распускался в начале сражения, см. выше под 1149 и 1176 гг., что служило знаком какой-то торжественности.

Заметим выражение: напять, напялить (1096).

Челка = хвост волосяной, который навешивался на стягах.

При полках были трубы и бубны.

1151. «В Дюрги (у Юрья) в бубны и полку и в трубы вострубиша… Такоже и у Изяслава, и у Ростислава, почаша бити в бубны и в трубы трубити, полци же начаша доспевати».

1216. «Вострубиша в Константиновых полках. Бяше бо у князя Юрья стягов 13, а труб и бубнов 60; молвяхуть бо и про Ярослава стягов у него 17, а труб и бубнов 40».

В правильном сражении воины разделялись на крылья.

1093. «Мстислав вдав (половчину) Куную пешце и постави и на правом крыле».

Большой полк, столько славный в средней истории, примечается уже и теперь.

1172. «Глеб… хоте на не сам ити, и Берендееве яша коня за повод, рекуще: княже, не ездь, тобе лепо ездити в велике полку… а ныне пошли брата».

1183. «Володимер Глебович посла ко Игореви, прося у него ездити на переди полком своим: Князи бо Русции дале бяхуть на переде ездити в Русской земли. Игорь же не да ему того; Володимер же разгневався и возвратися».

Были заступы, как бы эшелоны, шеренги, ряды.

1096. «Угри исполчишася на заступы. Алтунопа пригна к заступу».

Непосредственная, ближайшая подготовка к сражению выражалась преимущественно словом пристраиваться.

1067. «Узреша Половци идущ полк пристроиша противу, сташа полки (в творит. падеже, т. е. стали во фронт, выстроились)».

Сражение называлось очень часто полком.

«Дивно ли, оже муж умерл в полку ти (пишет Мономах о сыне Изяславе, убитом в сражении)».

1103. «Убиша ту в полку князий 20».

1139. «Отци наши… братья… сынови на полку, они изоимани, а друзии избьени».

1162. «Володарь не да ему полку в дне, но ночь выступи на нь из города… онех избиша, а другыя руками изоимаша».

Отсюда и место сражения = полка, называлось полчищем.

1136. «Тысячкый с бояры их переже гнаша по Половчих, избиша е и воротишася опять на полчище».

Сражение во время самого действия называлось боем, сечей, бранью: 1078, 1093, 1097, 1099, 1137, 1153, 1172. Сеча зла, брань люта, крепка. Бишася крепко: 1069, 1136, 1140, 1146 и др.

Иногда противники стояли долго, один против другого, без действий, выжидая благоприятного случая для нападения.

1096. «Не поступи ни Олег на Мстислава, ни Мстислав на Олега, стояста противу себе четыре дня».

Ждали подкрепления. Присоединение подкрепления выражалось особенно глаголом притягнути.

1150. «Вячеславль полк к нему не притягл».

1160. «Бяше бо Володимер в тъ день притягл с полком своим».

1177. «Давыд же (Ростиславич) не притягл».

Утягнуть = успеть.

1132. «Киян тогда много побиша Литва, не втягли бо бяху с князем, но последи идяху по нем особе».

1136. «Не утягшим перевезтися (киевлянам)».

Иногда уклонялись от сражения, ставя преграды, строя временные укрепления или тверди, уничтожая средства сообщения.

1132. «Володимерко выступися назад, за твердь ста».

1216. «Ярославли мужи учиниша твердь, а пути от Новагорода засекоша, и реку Тверцу».

«Надеяше бо ся на твердь, бяше бо плетенем оплетено то место, и насовано колья».

1161. «Загорожено бяше столпием от горы оли и до Днепра, в Киеве».

Обыкновенный глагол для выражения преград по пути: заложиться.

1180. «Давыд же заложися ночью, и бежа Смоленьску».

Делали разные движения.

1149. «Гюрги, оборотя полки своя… поидоша в товары своя… Друзии рекоша: бежать ти уже. Изяславу же то любо бысть. И поиде по них… Возворотишася опять, и поидоша полкы своими противу им».

1150. «Угада Изяслав… поити через ночь к Мичьску, и нача велети всим воем своим огни великыи класти, и тако, накладше, огни, а сами поидоша через ночь к Мичьску».

Призыв к сражению встречается еще иногда древний:

Потягнем: 1067, 1221.

Стремительное начало сражения, или вообще действия, выражалось глаголом: поткнуть — ударить, напасть, двинуться.

1149. «Неведущим мысли брата своего Андрея, яко хощеть ткнути на пешце».

1151. «Изяслав… положи совет одиною всим поткнути на нь, и поткоша на нь вси, и тако вбодоша е в Лыбедь».

Употреблялось и ударить:

1067. «Удариша в коней».

1096. «Володимер хоте нарядити полк, они же не послушаше, но удариша в коне к сопротивным».

Ввертеться.

1183. «Узреша полкы… абие поскочиша, Русь же ввертевшеся в не, и нача е сечи».

Обыкновенное начало сражения выражалось глаголом сступиться.

1097. «Сступишася полци. Сшибошася».

1111. «Бывшу соступу».

1136, 1146. «Бывшю съступлению обеима полкома».

1111. «Сразившемася челома, полкома».

Но всего чаще, без особенных случаев и обстоятельств, сражения начинались стрельцами, лучниками.

1097. «Стреляющим межи собою, идяху стрелы акы дождь».

1146. «Идоша стрелци из товар к граду, и ту бишася много. Съехашася… пустиша стрелце свои ко граду».

Стрельцы часто перестреливались через реки, например, через Ушу (1150).

Через Лыбедь (1151).

1180. «Две недели бьяхуся обои об реку ту (Влену)».

1185. Перестреле — пространство, пролетаемое стрелой.

В ходе сражения противники старались больше всего зайти друг другу в тыл, в бок.

1096. «Завед Кунуй пешце».

1096. «Виде Олег, яко пойде стяг Володимерь нача заходити в тыл его, и побоявся побеже».

1231. «Даниилу заехавшу в тыл им, и бодующим е».

Обращалось также особенное внимание на то, чтобы пресечь дорогу, предупредить, что выражалось глаголами: заехать, загнать.

1144. «Заступиша (Берладника) от града (Галича)», т. е. отрезали дорогу.

1147. «Нача (Изяслав Мстиславич) думати с братом своим Ростиславом, с дружиною и с Черными Клобукы, куда бы им (половцам) пойти перекы к ним к Суле, иде же стояхуть. То рекше поидоша им перекы, не перестигоша их до Всеволожа».

1185. «Гада Игорь (северский) с дружиною, куда бы переехати полкы Святославле… хоте ехати полем перек, возле Сулу».

Бывали предложения сражаться в открытом поле.

1180. Святослав Всеволодович говорит Всеволоду Юрьевичу: «но же еси умыслил на мя зло… да не далече ти мене искати, отступи дале от речкы тое, дай ми путь, ать ближе к тобе перееду, ать нас розсудить Бог; мне ли путь не даси, а яз тобе дам, ты перееди на сю сторону, а зде нас Бог розсудить».

1211. «Посласта князья (Мстислав новгородский и прочие) к князю Юрью… мира просяще; или не даси мира, да отступите дале на ровно место, а мы на ваши стороны пойдем; или мы отступим на Липици, а вы на наши станы».

Победа выражалась глаголами: победить 1071, одолеть 1066, 1167, 1137.

Прочие выражения, сюда относящиеся:

1093. «Налегше на Святополка, взломиша полк его».

1136. «Полки взмятены».

1150. «Весь полк Изяславль изцеле».

Необходимость уступить выражалась словом: не стерпеть.

1093. «Не терпяче ратных противления».

1147. «Глеб не терпя противу стати поскочи».

«Не стерпя быти (в Городце), бежа к Чернигову (Юрий Владимирович)».

Бегство выражалось глаголом поскочить = бежать.

1147. «Глеб… не терпя противу стати поскочи».

1149. «Бысть лесть в Переяславлех… и поскочиша».

«Побеже перескок от Гюргя из полка».

Поскок значил и просто движение вперед.

1051. Под Ростиславом «на первом поскоке лете (упал), под ним конь».

Преследование выражалось следующими оборотами:

1093. «Наши погнаша вслед ратных».

1096. «Мстислав не бе ту, но загнал бе с передними в след полка Олегова».

1231. «Данилови гонящу по Половцех».

1173. Загонцы.

Заметим еще употребительный глагол: бодоти = колоть.

1123. «Пободоста и оскепом».

1146. «Вбодоша е во врата острожная».

1173. «Мстислав въеха в ворота, и пободе мужей несколько, возворотися опять к своим».

Отступление выражалось так:

1064. «Ростислав отступи кроме из града» (т. е. оставил, вышел из Тмуторакани).

«Половци начаша отыматися прочь».

По окончании брани войска рассылались на покорм.

Вспомним Болеслава, короля польского:

1018. «Рече… разведе дружину мою по городом на покорм, и бысть тако».

1096. «Мстислав распусти дружину по селом».

1150. «Изяслав послал бяше Угры на покорм Устилуг».

Оборонительные меры. Запирались в городе, с засадою (гарнизон).

1066. «Меняне затворишася в граде».

1078. «Черниговци затворишася в граде».

1159. «Вошла бяше засада Ярославля в город (Ушицу) и начашася бити крепко засадници из города».

1093. «Половци… оступиша Торцийскый град… Половцем осядещем Торцьскый».

«Воем облежащим град».

1097. «Святополк оступи (Дорогобуж)».

«Оступиша Святошу в граде (Луцке)».

Осажденные делали вылазки.

1144. «Выездяче из города (Галича) бьяхуся крепко, мнози падаху от обоих».

1146. «По зорям бишася до поздное вечерне (под Звенигородом)».

Города брались приступом.

1097. «Взяста (Ростиславичи) город (Всеволож) копьем».

Или — осажденные принуждаемы были сдаться от голода.

1093. «Изнемогати начаша людье в (Торческом) водною жажею и голодом».

1175. «Володимерцы, не терпяше глада, реша Михалку: мирися, либо промышляй собе».

Жители взятого приступом города брались в плен = на щит.

1066. Ярославичи «взяша Менеск, исекоша муже, а жены и дети вдаша на щит».

1050. «Дайте ми серебро… пакы ли я възму вы на щит», говорит Владимирко галицкий мичанам.

1159. Изяслав Давыдович «взя город княгинин на щит Святославле».

1177. Глеб рязанский «села пожже боярьския, и жены, и дети, и товар да поганым на щит».

1185. «Взях на щит город Глебов у Переяславля… (раскаивается в плену Игорь северский) тогда бо не мало зла подъяша безвинии хрестьани отлучаеми отец от рожений своих… все смятено пленом» и пр.

Пленные назывались колодниками.

1111. «Колодников много изымаша руками (у половцев)».

1192. «Бяхуть бо у них колодницы от Черных Клобуков».

1193. «Колодник много изоимаша».

«Ополонишася».