ЗВЕРОЛОВСТВО

Древнейшая дань, которую платили славянские обитатели норманнам, состояла в черных кунах (не отсюда ли произошло и имя денег — куны, как у латинян ресuniа от ресus?) и белых веверицах или белках.

Пардусы или рыси часто встречаются в летописях.

Бобры в Русской Правде.

Югра говорила новгородцам, что готовит для них соболей.

Богатство князей заключалось столько же в золоте и серебре, как и в мехах; например, в 1067 г., во дворе Изяславовом разграблено бесчисленное множество злата и серебра, кунами и скорою.

Ростислав смоленский одарил в 1159 году Святослава Ольговича соболями, горностаями, черными кунами, песцами, белыми волками и рыбьими зубами.

Звероловство было любимым занятием князей.

В Поучении Мономаха описывается звериная охота.

Говоря об охоте с отцом на всякого зверя, он упоминает о диких конях, турах, оленях, лосях, вепрях, медведях.

Была известна охота за зайцами: «Мстистав (1176 г.) поехал из Суздаля борзо, яко и на заяц».

У новгородцев были строго определены места, где их князья могли пользоваться ловлей диких зверей и птиц.

В уставе Всеволода Мстиславича упоминается о «лове княже».

В Слове Данииловом упоминается о «серне в тенете».

В песнях сохранились следующие следы этого занятия и промысла. Вольга Святославич посылал свою дружину ловить зверей:

Вейте веревочки шелковыя, Становите веревочки по темну лесу, Становите веревочки по сырой земле.

(Вот перевесища летописи, и верви, перевесы Русской Правды!)

И ловите вы куниц и лисиц, Диких зверей и черных соболей.

Дружина работала неудачно, и Вольга сам

Поскочил по сырой земле, по темну лесу, Заворачивал куниц, лисиц, И диких зверей, черных соболей, Больших поскакучиих заюшек, Малых горностаюшек.

В другом изводе этой былины так описываются подвиги витязя на звериной ловле:

Дружина спит, так Волх не спит: Он обернется и серым волком, Бегал, скакал по темным лесам и по раменью, А бьет он звери сохатые, А и волку, медведю, спуску нет, А и соболи, барсы, любимый кус. Он зайцам, лисицам, не брезгивал.