Царевна Софья Алексеевна

Софья Алексеевна (1657, Москва - 1704, там же) - царевна, правительница России в 1682 - 1689. Дочь царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей. Софью не устраивали старые русские обычаи, которые вершили судьбы всех дочерей в царской семье. Судьба юных цариц издавна была сгублена, они находились взаперти в своих покоях и выходили лишь исповедоваться священнику. А в юном возрасте их постригали в монахине в монастыре, где они и проводили все свои оставшиеся годы. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи были их не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи. Стать монахиней для Софьи означало загубить ее ум и не воплотить ее заветную мечту - стать царицей. Софья прекрасно понимала, что этой своей цели она сможет добиться почти сразу же после смерти отца. Больной Федор, слабоумный Иоанн и полностью подчиненные ей сестры никак не могли ей помешать войти на престол. Но лишь одно мешало ей - маленький Петр, сын второй супруги Алексея Михайловича, и эту преграду предстояло пройти Софьи сразу после смерти старшего Федора.

В 1682 году скончался царь Федор, не оставив наследника. Из двух цесаревичей старший Иоанн был слабоумен, а Петр был совсем ребенок. По издавна сложившейся преемнической традиции царем должен стать Иоанн, но возведение его на престол навлекло бы на все время его царствования необходимости опеки. Что означало передачу власти в другие руки, чего так хотела царевна Софья. Она уже после смерти отца близко общалась с боярами, участвовала в заседаниях Думы и даже принимала участие в решении важнейших вопросов.

Смерть Федора открывала перед умной царевной путь к трону. И в день его смерти, как только удар колокола возвестил Москве о кончине царя Федора, бояре съехались в кремль для решения вопроса о приемнике. Большинство бояр склонялись к избранию царем Петра, а меньшинство, в том числе и Софья, склонялись к Иоанну. Явными сторонниками Петра были братья Голицыны (Борис и Иван), четверо братьев Долгоруких (Яков, Лука, Борис и Григорий), Одоевские, Шереметевы, Куракин, Урусов и другие, которые прибыли в панцирях, опасаясь смуты.

Председателем на совете этих духовных и светских сановников председательствовал патриарх Иоаким, как самое почетное лицо после царя. Он призвал немедленно выбрать между двумя братьями - "скорбным главою" Иоанном и отроком Петром. Но совет так и не решил, тогда патриарх предложил совершить избрание царя согласием всех московских чинов. Немедленно все они съехались на площадь Кремля. Зная о слабоумии Иоанна, они естественно избрали Петра.

Новоизбранный царь в это время находился у тела покойного Федора. Патриарх и святители отправились к нему в хоромы, нарекли его царем и благословили. А после бояре, дворяне и люди других чинов принесли ему присягу, поздравляли его с восшествием на престол и подходили к царской руке. Софья вместе с сестрами тоже поздравила Петра.

На следующий день у Софьи и Натальей Кирилловной, матерью молодого царя, начались раздоры. Родственники царицы -- Нарышкины, тотчас подняли головы. Особенно царицын брат Иван Нарышкин, иму было пожаловано боярское звание, и он был назначен оружейником, что вызвало большое недовольство у бояр.

Софье было трудно оспорить законность царствования Петра. Она понимала, что изменить волю народа можно только с помощью бунта. Софья решила использовать против Нарышкиных самую сильную и грозную силу - стрелецкие полки. Волнения в стрелецких полках начались еще при правлении Федора. Стрельцы были недовольны своими полковниками, которые заставляли их работать на себя, покупать нарядную одежду на свое жалование, хотя затраты на эти покупки шли из казны, задерживали зарплату, переводили против воли из города в город и прочие. К тому же царевна обещала отменить те перемены, которые сделал Никон в церковных книгах. Для пущей уверенности, им было сказано, что именно Нарышкины погубили весь род царский, и по приказанию Натальи был отравлен царь Федор.

Стрельцы поняли, что они вскоре понадобиться одной из враждующих сторон. Они подали челобитную на своих начальников - всех полковников и одного генерал-майора. В случае отказа они грозились расправиться со своими обидчиками сами.

В угоду стрельцам Нарышкины удалили ненавистных им полковников и на их посты назначали других, угодных стрельцам. Обвиняемые были одна стрельцам для наказания и установления правды. Полковников били по ногам, до того времени пока стрельцы не скажут довольно. Данный правеж длился восемь дней. Некоторые полковники, на которых стрельцы были наиболее злы, били по два и три раза.

Стрельцы почувствовали вседозволенность и были готовы к бунтам. Этим обстоятельством решили воспользоваться Софья и ее сторонники для расправы с Нарышкиными. Главными зачинщиками были боярин Иван Михайлович Милославский и князь Иван Хованский. Хованский призывал влиятельных стрельцов и говорил, что Нарышкины готовы казнить недовольных. Была пущена сплетня, как будто, что Иван Нарышкин пытался задушить царевича Иоанна.

Терпение стрельцов иссякло вместе со сплетней, и они подняли бунт. Стрельцы с оружием, с развернутыми знаменами, сопровождающие барабанным боем двинулись к Кремлю. Попав в Кремль, стрельцы требовали выдать им Нарышкиных.

Царица Наталья Кирилловна, по совету патриарха, вышла в сопровождении бояр на Красное крыльцо, держа за руки Иоанна и Петра. Стрельцы были удивленны, что Иоанн жив, но не убавили свой пыл. Стрельцы ворвались в Кремль. Всех им не угодных поднанимали на копья, иногда совсем невинных.

Затем все насилие плавно перешло в город и длилось три дня. Все дни продолжались убийства, грабежи и поджоги. Ночью стрельцы расставили караулы, что "неверные" не могли убежать. После страшных пыток стрельцы убил Ивана Нарышкина. Отцу же царица сумела сохранить жизнь, и он был пострижен и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Царевна Софья решившая закончить бунт пригласила к себе выборных стрельцов, наградила их и объявила о выплате задержанного жалования, которое составляло 240 000 рублей. После чего Софья уговаривала больше никого не убивать. Для уверенности главой стрельцов был назначен князь Хованский, которого стрельцы называли "батюшкой".

Теперь Софья сосредоточила в своих руках грозную и грубую силу. Но добиться того ради чего был устроен бунт - не смогла. Петр, как и раньше, находился на престоле.

По просьбе Хованского, действовавшего в пользу Софии, стрельцы принесли царевне челобитную, не только от них самих, но и от многих чинов Москвы. В челобитной было высказано пожелание, чтобы на престоле царствовали Иоанн и Петр, в случае отказа стрельцы были намерены снова взяться за оружие и устроить бунт. Софья, прочитав, передала челобитную боярской думе. Дума в свою очередь приговорила быть на престоле обои братьям и старшинство предоставить Иоанну.

Стрельцы не заставили себя долго ждать и уже через три дня подали боярам новую челобитную, в которой говорилось о малых годах обои царей, и что правление государством должно быть вручено царевне Софье Алексеевне. Бояре, еще помнящие прошедший бунт, передали правление Софьи по малолетству государей.

Правление Софьи

С этого дня началось правление Софьи именем двух царей длившееся семь лет. В 1686 году самым важным событием во внешней политике Софьи было заключение мира с Польшей. По условию мирного договора, который назывался "вечный мир", Россия обещала вступить в военный конфликт с Турцией и Крымом. Весной 1689 года начался второй крымский поход стотысячного войска в Крым для освобождения христиан от турецкого султана. Поход, под руководством Голицына, прошел не удачно.

Роковое событие случилось для Софьи после бракосочетание шестнадцатилетнего Петра с Евдокией Лопухиной в 1687 году, так как по русским понятиям, что женатый человек достиг своего совершеннолетия. Еще в1687 году она пыталась стать законной правительницей государства и стала склонять стрельцов к бунту. Однако бунт не состоялся, и Софье пришлось оставить мысль о пришествии на престол.

Наступление на Софью Петр начал в июле 1689 года. 6 июля был крестный ход в Казанский собор, и обычно Софья появлялась на этой церемонии вместе с двумя царями. На этот раз Петр просил сказать, чтобы Софья не ходила, что фактически означало непризнание ее Петром как правительницу. Софья не послушалась и участвовала в крестном ходе, Петр же уехал из Москвы. Царь отказался принять Василия Голицына вернувшегося из похода, оконченный неудачей. Софья, понимая, что власть потихоньку ускользает из ее рук, начала пытаться с помощью тог же Шалковитого устроить новый бунт. Но верные Петру люди успели предупредить Петра, и он ускакал из села Преображенского в Троицкую лавру, куда позже присоединились к нему его мать, жена, преданные бояре и стрельцы.

Узнав, что Петр бежал и к нему уже, опасаясь за свою жизнь, присоединились верные ей ранее люди, Софья решает помериться с братом. На переговоры с братом она послала патриарха Иокима, но он остался в лавре. Видя, что Петр не хочет мириться, Софья поехала сама к нему. Но ее не пустили к царю, и ей пришлось отправиться назад. Вслед за ней приехал полковник Нечаев с требованием выдать ему Шалковитого. Шесть дней прошло, и перед окнами Софьи собралась толпа, требующая выдачи Шалковитого. Их просьба была удовлетворена, и Шалковитого увезли в лавру.

Над Шалковитым начались пытки. Он сознался, что имел злой умысел о жизни царице Натальи, но отрицал умысел на жизнь Петра. Через пять дней он был казнен.

Петр написал брату своему Иоанну письмо, в котором говорил, что пора им править государством обоим и более не допускать сестру свою к престолу. Петр же обещал, что будет почитать Иоанна как отца. Вслед за письмом отправился в Москву боярин Троекуров с наказанием Софье переселиться в Новодевичий монастырь.В конце сентября Софья ужу была в монастыре. Ей позволили держать возле себя кормилицу, двух казначей и постельниц. Из дворца ей отпускалось определенное количество всевозможных кушаний. Царицам и царевнам было позволено навещать Софью. Караулили ее солдаты Семеновского и Преображенского полка. Позднее она по приказу Петра была пострижена под именем Сусанны. В Новодевичьем монастыре она провела около 16 лет и скончалась в июле 1705 года.