Идейные течения в интеллигентской среде

Другим источником либерализма, помимо земцев-помещиков, являлась интеллигенция. Эта среда, в отличие от земской, была весьма неоднородной в социальном, имущественном и, соответственно, идейном отношении. Среди интеллигентской верхушки — университетской профессуры, известных юристов и др.— большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты — П. Н. Милюков, В. И. Вернадский, А. А. Корнилов и др.— поддерживали тесные связи с земскими лидерами. В конце XIX — начале XX в. сторонники политических преобразований группировались вокруг газеты «Русские ведомости» и журнала «Русская мысль».

Но в интеллигентской среде существовали и такие течения, для представителей которых политические реформы играли второстепенную роль. Гораздо больше их волновало бедственное положение масс; они считали жизненно необходимыми преобразования социально-экономического характера. Прежде всего это касалось либеральных народников. Либеральное народничество сосуществовало с революционным на протяжении всех последних десятилетий XIX в. Так же как и их революционно настроенные единомышленники, либералы от народничества были уверены в том, что в России победит общинный социализм. Однако, в отличие от революционеров, они рассчитывали добиться этого мирным путем: через организацию финансовой помощи крестьянству, ликвидацию путем реформ крестьянского малоземелья, развитие сельской кооперации. Именно в среде либерального народничества возникла весьма популярная в конце XIX в. теория «малых дел», нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную будничную работу по улучшению положения крестьян — в земских школах, больницах, волостных правлениях и т. п. Представители этого течения — врачи, учителя, статистики — составили самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. Наиболее яркими лидерами либерального народничества являлись сотрудники журнала «Русское богатство» — Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский, А. В. Пешехонов и др.

Еще в середине 1890-х гг. оформился «легальный марксизм» — идейное течение, представленное небольшой группой чрезвычайно талантливых ученых и общественных деятелей (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский). В середине — второй половине 1890-х гг. «легальные марксисты» очень много сделали для распространения нового учения в русском обществе. Они убедительно доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. «Легальные марксисты» были убеждены, что, несмотря на все издержки, становление крупного промышленного производства является благом для России, и призывали идти «на выучку к капитализму» (П. Б. Струве). В ожесточенной полемике с либеральным народничеством, развернувшейся в это время на страницах русской печати, «легальные марксисты» сотрудничали с революционными.

Однако это сотрудничество не могло продолжаться долго. Неприятие «легальными марксистами» революционных методов борьбы, их отчетливое стремление не к разжиганию, а к смягчению классовых антагонизмов, разъедавших Россию,— все это неизбежно превращало их в противников социал-демократии как большевистского, так и меньшевистского образца. К тому же и социализм «легальные марксисты» воспринимали не как партийную установку, которая во что бы то ни стало должна быть воплощена в жизнь, а как высокий, но несколько абстрактный идеал, обращенный в далекое будущее. В конце XIX в. после ряда полемических столкновений, в которых главную роль играли Струве и Ленин, «легальные марксисты» разрывают всякие отношения с социал-демократами. В то же время начинается их сближение с «конституционалистами». Это сближение отчетливо проявилось на страницах журнала «Полярная звезда», издававшегося Струве в начале XX в.

Примерно в то же время — в конце XIX — начале XX в.— «либеральное крыло» оформляется и внутри самой социал-демократии. Здесь складывается группа «экономистов» (А. С. Мартынов, С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова и др.). имевших во взглядах немало общего с «легальными марксистами». В полном соответствии со своим названием они стремились придать рабочему движению исключительно экономический характер. По мнению «экономистов», пролетариат должен был бороться за улучшение условий труда, повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и т. п. Они считали, что любое привнесение в эту борьбу политических лозунгов носит искусственный характер, заставляет рабочих отвлекаться на решение посторонних, чуждых им проблем. Борьбу за политическое преобразование России, по мнению «экономистов», должны вести либералы. Марксисты же, в их понимании, становились своего рода связующим звеном: им следовало активно помогать рабочим в экономической борьбе и в то же время сотрудничать с либералами — в политической.


stels atv 600 leopard