Становление президентской республики

Вторая приоритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в высшем эшелоне она была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет); исполнительной (президент и назначаемое им правительство; председатель правительства утверждался по представлению президента съездом народных депутатов); судебной с венчающим ее Конституционным судом.

В действовавшей Российской Конституции не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство; должность президента или отсутствует вовсе, или он наделен ограниченными полномочиями), наконец, смешанной, парламентско-президентской республики.

Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, отягощенное скрытой борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления собственности и разным видением стратегии экономических реформ (Верховный Совет во главе с Р. И. Хасбулатовым настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования). Роль арбитра в разгоравшемся конфликте взял на себя Конституционный суд, которому в течение нескольких месяцев удавалось его смягчать и находить компромиссные решения (после опровергающих друг друга обращений к народу президента и VII съезда депутатов в декабре 1992 г., телевизионного заявления Б. Н. Ельцина в марте 1993 г. о подписании им указа, устанавливающего «особый порядок управления страной» до преодоления конституционного кризиса).

В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся референдум. В нем приняло участие 62% граждан, имевших право голоса. Большинство из них высказалось за доверие президенту и его социально-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали соответственно 32,6 и 41,4% его участников, тогда как по закону требовалось более половины голосов избирателей, внесенных в списки.

Б. Н. Ельцин однозначно расценил итоги всероссийского референдума как свою личную победу и взял курс на ее закрепление, публично пообещав 10 августа, что сентябрь будет «сверхбоевым». 21 сентября он издал Указ № 1400, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти — Федерального Собрания и референдума по проекту новой Конституции России.

Резко против президентского указа выступили Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. В ночь с 21 на 22 сентября, согласно Конституции Российской Федерации, об исполнении обязанностей Президента заявил вице-президент А. В. Руцкой. Он приступил к формированию параллельного правительства. Белый дом — здание Верховного Совета России, где народные депутаты начали собираться на чрезвычайный съезд,— стал центром сопротивления Президенту и его окружению, включавшему глав силовых ведомств (Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Министерства безопасности). Б. Н. Ельцин предъявил ультиматум — покинуть Белый дом до 4 октября.

2 октября в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. В городе возводились баррикады. Это вдохновило защитников Белого дома на активные действия. Днем 3 октября А. В. Руцкой и Р. И. Хасбулатов призвали собравшиеся у Белого дома десятки тысяч людей к штурму мэрии и Останкинского телецентра. К вечеру расположенные рядом здания мэрии и гостиницы «Мир» были захвачены. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом. В ответ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел туда войска. Утром 4 октября начался обстрел Белого дома боевыми снарядами из танковых орудий. Через несколько часов здание Верховного Совета было занято отрядами спецвойск, а руководители сопротивления арестованы. В ходе октябрьских событий в Москве погибли и получили ранения несколько сот человек.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию взамен Советов новых органов представительной власти.

В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в палатах Федерального Собрания: верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). По закону, установленному президентом, выборы в Государственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы — по одномандатным избирательным округам, так и по партийным спискам (пропорциональная система). Здесь действовало правило: чем больше голосов избирателей получит та или иная политическая организация, тем большее число своих представителей она сможет направить в Думу. За партийными выдвиженцами там резервировалась половина депутатских мест.

В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок Г. А. Явлинского, Ю. Ю. Болдырева и В.П.Лукина («ЯБЛоко»), политические движения «Женщины России» (лидер Е. Ф. Лахова) и «Новая региональная политика» (лидер В. С. Медведев); популистская Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского; радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

Выборы в Федеральное Собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На избирательные участки явилось около 55% от общего числа граждан, внесенных в списки. Как и планировали в Кремле, депутатский корпус Совета Федерации оказался в основном сформирован из работников органов власти и госуправления (70% депутатов, в том числе 55% — представители исполнительной власти). Итоги же выборов в Думу оказались неожиданными: наибольшее количество голосов избирателей (свыше 25%) получила по партийным спискам ЛДПР, а энергично поддерживающий Президента и правительство «Выбор России» — всего 17%. Серьезных успехов добились коммунисты, аграрии и активисты движения «Женщины России». Несколько уступали им ПРЕС и «ЯБЛоко». Депутаты, прошедшие в Думу от одномандатных округов, не изменили общей картины. Самые многочисленные думские фракции были образованы упомянутыми выше политическими партиями, блоками и движениями.

Из-за неявки граждан выборы в Федеральное Собрание не состоялись в Чечне и Татарстане. Депутаты от последнего были избраны в 1994 г.

Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получают высокую степень независимости. Конституция признает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, наделяется чрезвычайно широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры председателя правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.

Воздействие Федерального Собрания на возглавляемую Президентом исполнительную власть определяется, прежде всего, закрепленным в Конституции обязательным одобрением обеими его палатами государственного бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты.

Одним из первых совместных шагов Президента и Федерального Собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромиссов. Договор скрепили своими подписями Президент Б. Н. Ельцин, премьер-министр В. С. Черномырдин, председатели верхней и нижней палат парламента В. Ф. Шумейко и И. П. Рыбкин, главы республик и местных администраций, руководители представительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, профсоюзов и других общественных организаций.

Однако полного согласия (даже на бумаге, не говоря уже о реальной политической жизни) добиться не удалось. Договор отказались подписать влиятельные Аграрная партия и Коммунистическая партия РФ. Особое неприятие он вызвал у непримиримой оппозиции: «Русского национального Собора», Фронта национального спасения, движения «Трудовая Россия» и т. п. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Еще в период его обсуждения были прекращены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защитников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г. (А. В. Руцкого, Р. И. Хасбулатова и др.).

С конца 1994 г. общественно-политическую жизнь в стране все больше определяла борьба ведущих партий и блоков за голоса избирателей на выборах в Государственную Думу. Они состоялись 17 декабря 1995 г. с участием 64% от всех избирателей. Пятипроцентный барьер преодолели КПРФ (22% голосов; лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (10,9%; лидер В. В. Жириновский), новый правительственный блок «Наш дом — Россия», непосредственно возглавляемый премьером В. С. Черномырдиным (10%), «ЯБЛоко» (7,1%; лидер Г.А.Явлинский). Выборы по одномандатным округам укрепили позиции этих ведущих партий и блоков, которые образовали в Думе четыре фракции. Большинство остальных депутатов объявили себя независимыми. Итоги выборов в нижнюю палату Федерального Собрания соотносятся, хотя и не в полной мере, с данными авторитетных социологических опросов населения. Согласно им, 33% граждан России в той или иной степени поддерживают существующий политический режим в стране, 30% выступают за восстановление советской власти, а 37% выражают полное безразличие к тому, что происходит на российском политическом «Олимпе».

Согласно Конституции РФ, прямые выборы в верхнюю палату Федерального Собрания — Совет Федерации — не производились. Ее заполнили главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (республик, областей и краев).

С начала 1996 г. на первый план в политической борьбе вышел вопрос о выборах Президента России, назначенных на июнь этого года.

В выборах, прошедших в два тура (16 июня и 3 июля), победу одержал Б. Н. Ельцин. За него в последнем туре проголосовало 53,8% пришедших к урнам граждан или 37% от списка всех избирателей.

9 августа 1996 г. в Москве состоялась торжественная церемония вступления Б. Н. Ельцина в новый срок своего пребывания на должности Президента Российской Федерации. А на следующий день Государственная Дума подавляющим большинством голосов одобрила предложенную Президентом кандидатуру В. С. Черномырдина на следующий по значимости государственный пост — председателя правительства РФ. Вскоре обновленный кабинет министров приступил к работе.