Политика и культура

Не меньшую роль, чем экономический фактор, в победе сыграло морально-политическое единство советского народа. Не оправдались расчеты правителей фашистской Германии на непрочность государственного строя СССР, изоляцию коммунистов, на конфликты между рабочим классом и колхозным крестьянством, на «духовный бунт» интеллигенции, наконец, на распад многонационального государства, которое они рассматривали как лишенный внутренних органических связей «этнический конгломерат».

Конечно, одной из причин монолитности СССР в ту грозную пору была его тоталитарная природа, жесткое государственное регулирование жизни как отдельной личности, так и целых народов, беспощадный террор против реальных и мнимых противников режима. И все же не эта причина являлась тогда определяющей.

Широко известен факт преступного «наказания» малых народов за сотрудничество их отдельных представителей с фашистскими оккупационными властями. В 1943 —1944 гг. были лишены государственности и высланы из родных мест калмыки, карачаевцы, чеченцы и ингуши, балкарцы, крымские татары. Еще раньше, в августе 1941 г., та же судьба постигла немцев Поволжья.

Единство фронта и тыла многонациональной сражающейся страны опиралось главным образом на чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов, ясное осознание ими смертельной опасности, нависшей над Отечеством. Именно поэтому народы СССР не поддержали тех, кто пошел в услужение к оккупантам — хотя бы и под прикрытием громогласных заявлений о борьбе со сталинской тиранией (как, например, генерал А. А. Власов).

Огромную роль в укреплении народного патриотизма и готовности к самопожертвованию сыграли деятели отечественной культуры: ученые и преподаватели, журналисты, писатели и поэты, художники и кинематографисты, композиторы и актеры. Достаточно назвать публицистику военной поры А. Н. Толстого, И. Г. Эренбурга, А. А. Фадеева, поэзию А. Т. Твардовского, создавшего собирательный образ русского солдата — Василия Теркина, К. М. Симонова с его бессмертными стихотворениями «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и «Жди меня», О.Ф.Берггольц, воспевшую в своих стихах мужество и самопожертвование ленинградцев, романы и повести М. А. Шолохова, В. С. Гроссмана, Л. М. Леонова, А. А. Бека, театральные постановки А. Д. Дикого, Ю. А. Завадского, С. М. Михоэлса, документальные и художественные фильмы («Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Черноморцы», «Народные мстители», «Фронт», «Зоя», «Два бойца», «Жди меня», «Радуга» и др.), картины А. А. Дейнеки, С. А. Герасимова, А. А. Пластова, песни в исполнении Л. О. Утесова, Л. А. Руслановой, К. И. Шульженко, музыку А. В. Александрова, М. И. Блантера, Н. В. Богословского, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова. Д. Д. Шостакович написал в блокадном Ленинграде величественную Седьмую симфонию. На фронте постоянно находились многие сотни театрально-концертных бригад...

Самоотверженно трудились школьные учителя и преподаватели вузов, не прекращались фундаментальные и теоретические исследования, в том числе по расщеплению ядра урана. В Академии наук СССР летом 1943 г. была открыта лаборатория, объединившая почти всех ученых-атомщиков. Страна не только сохранила, но даже приумножила сеть научных институтов и число ученых. В 1943 г. учреждаются Западно-Сибирский филиал АН СССР, Академия педагогических наук РСФСР, в 1944 г.— крупнейшая в мире Академия медицинских наук СССР. Эвакуация многих ведущих научных организаций в восточные районы и их плодотворная деятельность на новых местах положительно сказались на развитии там науки и культуры, подготовке национальных кадров. Это позволило ЦК ВКП(б) и Совнаркому принять решение о создании в 1943 г. Киргизского филиала АН СССР, Академий наук в Армении и Узбекистане, а в 1945 г.— в Азербайджане и Казахстане.

Священная война против захватчиков получила благословение Русской Православной церкви, других религиозных конфессий.

Сталинский режим, в свою очередь, сделал все, чтобы направить в официальное ■ русло пробудившийся в народных массах искренний патриотизм. Выше отмечалось, что еще в предвоенные годы началась кампания по переосмыслению истории России. Мощь прежнего русского государства, осуждаемая ранее его «колониальная политика» отныне представлялись в качестве позитивных факторов. Литература, кино и официальная пропаганда, воспевавшие почти исключительно героев революции и гражданской войны, обратились к образам героев прошлого: Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова и др. Были возрождены такие атрибуты вековой российской государственности, как офицерские и генеральские звания.

Эта линия идеологической деятельности компартии еще более усилилась в военное время. В частности, в армии вводятся погоны, учреждаются гвардия и ордена с именами славных предков, включая святого князя Александра Невского. Затихают многолетние гонения на Русскую Православную церковь, где службу несли лишь семь епископов и несколько сот священников. 4 сентября 1943 г. в Кремле И. В. Сталин принял патриаршего местоблюстителя Сергия. Высказав одобрение патриотической позиции духовенства и верующих, Сталин позволил провести выборы Патриарха Московского и Всея Руси и образовать Святейший Синод. 8 сентября Сергий был избран Патриархом. Вскоре открылись и несколько богословских учебных заведений.

Одновременно в целях упрочения собственных устоев сталинский режим, используя средства массовой информации, армейских политработников и творческую интеллигенцию, делал все, чтобы идеологизировать идущие из глубин народной души чувства и настроения, связать их непосредственно с социалистическими ценностями, с именем И. В. Сталина.