Формирование советской государственно-политической системы

Новые органы власти и управления

Одновременно с установлением советской власти и сломом в центре и на местах дореволюционных управленческих структур создавался новый государственный аппарат.

Высшим законодательным органом стал Всероссийский съезд Советов. В перерывах между съездами эти функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшим исполнительным органом являлся Совет Народных Комиссаров, обладавший также правом законодательной инициативы. Прежние министерства заменили вновь образованные центральные органы государственного управления — народные комиссариаты (наркоматы).

В состав наркоматов и других столичных ведомств в большом количестве (в ряде случаев —до 75%) вводились рабочие крупнейших заводов Петрограда. Как полагали большевики, для выполнения ими своих новых обязанностей достаточно было приверженности коммунистическим идеалам. Но, столкнувшись воочию с непрофессионализмом госслужащих, спешно набранных из полуграмотной пролетарской среды, власти оказались перед необходимостью вносить коррективы в «кадровую политику». Через пять лет В. И. Ленин с унынием констатировал, что послереволюционный государственный аппарат в кадровом отношении «заимствован от царизма и только чуть-чуть подмазан советским миром».

Ленинская констатация нуждается в пояснении. Сама по себе численность рабочих в новых управленческих структурах продолжала увеличиваться и к 1921 г. достигла нескольких сот тысяч человек. Правда, это касалось уже преимущественно низового уровня госаппарата. Кроме того, многие выдвиженцы из «класса-гегемона», плохо разбираясь в делах, волей-неволей вынуждены были подчиняться ранее заведенному порядку вещей, быстро перенимали устоявшийся бюрократический стиль работы мелкого чиновничества дореволюционной поры, постепенно заполнившего советские учреждения.

Волна упразднений докатилась и до старых судебных учреждений: сената, окружных, военных и мировых судов, прокуратуры и адвокатских коллегий. Их место занимали народные суды, избираемые Советами, и революционные трибуналы. Им предписывалось временно пользоваться теми действующими законами, которые «не противоречили революционному правосознанию». Вскоре на смену им пришли новые судебные установления, уже целиком выдержанные в духе «революционной законности».

Один из «отцов» советской юриспруденции Н. В. Крыленко так разъяснял этот основополагающий принцип нового судопроизводства: «Наш суд есть общественный инструмент, действующий перед лицом тысяч и миллионов народных масс, наш суд есть орган, при помощи которого руководящий авангард пролетариата строит новое общество. Вот почему его приговоры должны являться определенным орудием политической работы, орудием воспитательной, правовой и политической пропаганды. Вот почему его приговоры должны служить задачам воздействия не только на виновных лиц, но и на широкие массы трудящихся, для того, чтобы показать им тот путь, который, по мнению суда, является наиболее правильным для укрепления основ социалистического строительства». Крыленко, выражая мнение своих коллег, считал возможным «настаивать на применении социальной репрессии по отношению к подсудимым в целях демонстрации определенного политического воздействия, независимо от того, как это применение отзовется на судьбе данного обвиняемого».

Отнюдь не блещущие красотами стиля, зато прямодушные и искренние откровения бывшего прапорщика (и на короткое время Верховного Главнокомандующего) проясняют главную установку большевистских преобразователей правосудия: с самого начала политизировать его и направить на обслуживание интересов правящей партии. Это — при всей мягкости первых судебных приговоров — открывало дорогу для не замедливших распуститься пышным цветом судебных фальсификаций и откровенного произвола, превращало людей, имевших несчастье оказаться на скамье подсудимых, в простой «человеческий материал» в руках судебных лицедеев, используемый для демонстрации выгодного властям «политического воздействия» на народ.

7 декабря 1917 г. по инициативе В. И. Ленина был создан и орган прямых политических репрессий — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф. Э. Дзержинским. Поначалу на ВЧК возлагались обязанности пресекать открытые антисоветские выступления, вести следствие по делам причастных к ним лиц, а затем передавать их для суда ревтрибуналов. Но уже спустя считанные месяцы этот карательный орган приобрел неограниченные права, вплоть до вынесения окончательного приговора и приведения его в исполнение.


Авиабилеты Все направления - авиабилеты дешево. Такси в аэропорты и по городу. | Стулья офисные кресло ортопедическое купить aeron.