Основные тенденции в развитии экономики

Подъем промышленного производства

В первые пореформенные десятилетия российской экономике пришлось пережить весьма болезненный процесс смены старого, традиционного, основанного на крепостном труде производства новым, буржуазным по своему характеру. Лишь в 1880-х гг. положение в этой сфере стабилизировалось, а в 1890-х гг. Россия вступила в полосу бурного промышленного подъема. В это время, наряду со старыми промышленными районами — Уралом, Центральным, Северо-Западным, оформляются новые — Юг (угольно-металлургический) и Баку (нефтяной). Именно в новых районах промышленность развивалась особо быстрыми темпами; именно там она начинала приобретать новые организационные формы. Благодаря южному и бакинскому промышленным районам в стране создается мощная топливная база: за 1890-е гг. добыча угля вырастает в 3 раза, нефти — в 2,5 раза (по добыче нефти Россия к началу XX в. выходит на первое место в мире). Столь же быстрыми темпами развивается в последнее десятилетие XIX в. тяжелая промышленность: в 3 раза увеличивается выпуск черной металлургии, что позволяет России почти полностью отказаться от импорта металла. В 3 раза возрастает и продукция машиностроительных предприятий; хотя здесь традиционное для России изготовление транспортных средств по-прежнему играло определяющую роль, ассортимент выпускаемых машин быстро расширялся.

1890-е гг.— время интенсивного железнодорожного строительства. Наряду с прокладкой новых железнодорожных путей в промышленных районах в этот период все большее значение приобретает расширение сети железных дорог на окраинах России: в Белоруссии и Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, на русском Севере. В 1890-х гг. начинается строительство самой грандиозной в мире Транссибирской магистрали протяженностью в 7 тыс. верст. В XX в. Россия вступила, имея вторую по протяженности железнодорожную сеть (после США), причем почти половина ее была построена в 1890-х гг. Железнодорожное строительство, налаживавшее бесперебойные транспортные связи между различными регионами, чрезвычайно способствовало промышленному развитию страны в целом. К тому же постоянная потребность железных дорог в рельсах и подвижном составе служила мощным стимулом для металлургических и машиностроительных предприятий.

В годы промышленного подъема заметно растут города, увеличивается городское население. К концу 1890-х гг. в городах проживало более 17 млн. человек, или более 13% всего населения России (по сравнению с 1860-ми гг. городское население выросло в 2 раза). По переписи 1897 г., население обеих столиц — Петербурга и Москвы — превысило миллион человек. Около полумиллиона человек проживало в двух других крупных городах Российской империи — Одессе и Варшаве. Многие города — Москва, Харьков, Николаев, Екатеринбург и др.— все в большей степени приобретали промышленный облик.

Однако, несмотря на эти заметные перемены, Россия, по сравнению с другими великими державами, по-прежнему оставалась отсталой аграрной страной (к началу XX столетия в городах Англии проживало 65% населения страны, Франции — 41%, США — 26%). Слишком низка была стартовая площадка, с которой в 1860-х гг. ей пришлось начинать свое развитие по капиталистическому пути; слишком сложны и противоречивы условия, в которых это развитие происходило. Это сказывалось и в сфере промышленного производства; при самых высоких темпах развития в мире здесь сохранялась низкая производительность труда. Невысок был и уровень производства на душу населения: чугуна — около 1 пуда (во Франции — около 4, в Германии — 8, США — 10, в Англии — 13), каменного угля — около 6 пудов (во Франции — 50, в Германии — более 140, в США — более 160, в Англии — более 300). Россия была бедна капиталами. Ее внешнеторговые обороты заметно уступали оборотам ведущих держав. И все же можно говорить о том, что к концу XIX в. система российского капитализма получила свое, пусть еще и не окончательное оформление.